Занимательная

педагогика

Детская истерика и как к ней относиться

Что это за явление - детская истерика? И как относиться родителям и воспитателям к сотням, часто противоречивым, рекомендациям детских специалистов? И что такое кризисы детского возраста?

СРАЗУ ОГОВОРИМСЯ
  1. Речь в статье пойдёт о психически здоровых детях (что подтверждено специалистами), хотя сейчас не секрет, что понятие "психически здоров" относительное.
  2. Настоящему родителю-воспитателю необходимо понимать, что каждый ребёнок по природе своей индивидуален и, осваивая общепринятые приёмы и методы воспитания, руководствоваться, в первую очередь, нужно собственными наблюдениями и выводами.
  3. Причины истерик, как и способы устранения подобного поведения, практически "лежат на поверхности". Задача родителей и воспитателей — вникнуть в ситуацию и пытаться понять, что движет маленьким человеком.

Зачастую даже очень спокойные дети устраивают сцены и, казалось бы, на ровном месте. А то и закатывают такие истерики, во время которых могут истошно кричать, дрожать, захлёбываться. Что при этом обычно можно наблюдать? Немного слёз, сбои в дыхании, учащённое сердцебиение. Во время истерики некоторые дети пытаются навредить сами себе, царапая лицо, кусая свои руки, ударяясь о стену или о пол. Иногда приступы бывают достаточно длительными, после них дети долго не могут успокоиться, всхлипывают.

По мнению многих родителей и воспитателей, часто ничто не предвещает истерику. Ещё вчера ребёнок был «нормальным», а уже сегодня его как подменили — он кричит по любому поводу, визжит, трясётся, падает на пол и стучит ногами. Никакими уговорами его в это время не образумить. Такие неприятные сцены могут часто повторяться. Безусловно, это акции протеста.

Не будем забывать (как мы условились вначале), что речь идёт о практически здоровых детях, но педагогически запущенных. Далеко не все взрослые владеют методами воспитания. Любящие умные родители либо не допускают этого явления, либо быстро его пресекают, разумеется, без крайних мер. Наблюдательный взрослый всегда анализирует свои взаимоотношения с ребёнком и способен понять, в чём причина детской выходки. У истерики есть определенные основные симптомы. Как правило, приступу предшествуют какие-то одинаковые события и ситуации.

ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО В МОМЕНТ НАЧИНАЮЩЕЙСЯ ИСТЕРИКИ - привлечь внимание ребёнка к чему-то очень неожиданному и удивительному. Для этого потребуется невероятная изобретательность родителя, но это того стоит.

В определенные возрастные периоды (кризисы детского возраста) истерики приобретают более сильные проявления. Они могут неожиданно появиться, а могут столь же внезапно исчезнуть. Истерики ни в коем случае нельзя игнорировать ни в каком возрасте, как нельзя допустить, чтобы ребёнок с помощью крика и топанья ногами начал манипулировать взрослыми членами семьи.

Рекомендации детских специалистов

  1. Родителям следует запомнить, что ребёнку обязательно требуется зритель. Малыши никогда не устраивают истерик перед телевизором или стиральной машиной, они выбирают живого человека. Из членов семьи на роль зрителя подходит именно тот, кто наиболее чувствителен к его поведению. Если папа начинает переживать и нервничать, то именно он будет выбран для эффектной истерики. А перед мамой, которая в данный момент не реагирует на поведение чада, закатывать истерику попросту неинтересно.
  2. Необходимо, чтобы спокойной тактики поведения и неприятия истерик придерживались все члены семьи, чтобы мамино «нет» никогда не превращалось в папино «да» или бабушкино «может быть». Тогда ребёнок довольно быстро поймёт, что истерика — это не метод, и прекратит испытывать нервы взрослых на крепость.
  3. Если ребёнок хоть раз добьётся своего при помощи истерики, он будет пользоваться этим способом постоянно. Уступить — значит стать жертвой манипуляции, которая будет в той или иной мере, постоянно совершенствуясь, продолжаться всю оставшуюся жизнь.
  4. Ни в коем случае нельзя задабривать ребёнка во время истерики.

Если малышу 1-2 года, он довольно быстро способен сформировать правильное поведение на уровне рефлекса. Например, ребёнка можно поставить в манеж, где у него будет безопасное пространство. Как только начнётся истерика — покинуть комнату, дав ему понять, что его слышат. Как только карапуз замолчит, можно подойти к нему. Если крик повторится — снова выйти. На выработку устойчивого рефлекса «мама рядом, если я не ору» ребёнку вполне хватает двух дней. Но для такой «тренировки» родителям потребуются воистину железные нервы. Однако их старания обязательно будут вознаграждены.

Если ребенку уже перевалило за 3 года, одним только этим методом не обойтись. Потребуется более кропотливая работа над родительскими ошибками в воспитании собственного чада. В этом возрасте у ребёнка происходит понимание и осознание самого себя в большом мире, и, естественно, он хочет попробовать этот мир на прочность. К тому же дети в этом возрасте еще не все и далеко не всегда способны выразить словами свои чувства, эмоции и переживания по какому-либо поводу. Вот и показывают их в форме истерики.

Чаще всего к врачам с этой проблемой родители обращаются, когда ребёнку уже исполнилось 4-5 лет, когда истерики происходят «по привычке». И вот здесь уже требуются серьёзные усилия, чтобы с ними справиться. Если в более раннем возрасте родители не сумели пресечь такое поведение, то в дальнейшем невольно становятся участниками жесткого спектакля, который ребёнок разыгрывает перед ними изо дня в день, стремясь добиться своего.
Родителей обычно пугают некоторые внешние проявление истерики, такие как полуобморочное состояние ребёнка, судороги, «истерический мост» (выгибание спины дугой), глубокие всхлипы и нарушение дыхания. Эти симптомы свойственны в основном детям раннего возраста — до 3 лет. При сильном плаче ребёнок выдыхает почти весь объём воздуха из легких, и это приводит к побледнению, задержке дыхания. Такие приступы свойственны детям капризным, возбудимым.

Выделяются 6 кризисов детского возраста:
  • новорожденности,
  • одного года (младенчества),
  • 3-х лет (раннего детства),
  • 7-ми лет (детства),
  • 13-ти лет (подростковый),
  • 17-ти лет (юности).
Хотя в названии каждого кризиса фигурирует конкретный возраст, надо понимать, что эти цифры примерные. Поскольку каждый ребёнок имеет свои особенности развития, то тот или иной этап может начаться чуть раньше или чуть позже указанного возраста.

К 7 годам происходит новый этап взросления. Малыш уже созрел для того, чтобы отправиться в школу, и от него начинают требовать больше, чем ранее. Он очень боится не соответствовать этим требованиям, боится «подвести» родных, воспитателей, стресс накапливается и порой выливается наружу опять же в форме истерики.

Только в исключительно редких случаях к истерике приводят внутренние сбои организма - расстройства нервной системы. Истерики у этих детей, к сожалению, являются проявлением тяжелых психических заболеваний, которые требуют профессионального лечения под присмотром психотерапевта или психиатра.

Во всех же остальных ситуациях истерика — своеобразный ответ психики ребенка на входящую в нее информацию. Чаще всего корни этой проблемы необходимо искать во взаимоотношениях между членами семьи, детьми и взрослыми во дворе, в детском саду или школе.

Существует перечень факторов, провоцирующих приступы:
  • постоянное недосыпание,
  • повышенная утомляемость,
  • недостаточное питание, приводящее к постоянному чувству голода,
  • перенесённое тяжелое соматическое заболевание,
  • врожденный неуравновешенный склад нервной системы,
  • ошибки воспитания в виде чрезмерной строгости, опеке или частых наказаний.

В основе истерики может лежать любой из перечисленных факторов, а в большинстве случаев — их совокупность. Непосредственными причинами приступа довольно часто являются:
  • отрыв от интересного занятия,
  • желание получить новую игрушку или вещь, запрещенную родителями,
  • стремление привлечь внимание окружающих,
  • попытки выразить недовольство,
  • желание подражать кому-либо,
  • неудача при выполнении какого-то задания...

РАСПРОСТРАНЁННЫЕ ОШИБКИ, ПРИВОДЯЩИЕ К ДЕТСКИМ ИСТЕРИКАМ

Ошибка № 1: Позволять ребёнку всё.
Когда тот не встречает ни малейшего отпора своим прихотям, даже случайным, он, как ни странно, не чувствует родительской защиты. Ведь получается, ребёнок сам решает, что ему необходимо, а родители лишь исполнители его воли. Бремя такой ответственности слишком тяжело для маленького человека. И следствием станут нервозность и истерики.

Ошибка № 2: Не позволять ребёнку ничего.
Живя в постоянных ограничениях, он рано или поздно постарается разорвать душные рамки. Как? Самым простым способом — скандалом.

Ошибка № 3: Быть непоследовательными.
С ребёнком мы каждый день (а то и в течение одного дня) ведём себя по-разному: то мы терпимы и снисходительны, то взрываемся по любому пустяку; то запрещаем лишние мультфильмы, то заняты и готовы включить их на весь вечер, лишь бы тот не приставал.
Ребёнок не может угадать, почему вы совершаете противоречащие друг другу поступки. Родители — образец поведения для ребёнка. Они формируют его границы, установки, правила жизни. А если образец искажён постоянными изменениями? Если правила постоянно меняются?

Значит, в жизни ребёнка нет стабильности и ясности. Итог — истеричность.

Ошибка № 4: Не соблюдать режим.
Ребёнок, не имеющий четкого режима, вместе с этим не имеет ощущения стабильности жизни. Он не понимает, по каким законам существует его мир и есть ли эти законы вообще.
Кроме того, без четкого режима питания и сна быстро наступает усталость и физический дискомфорт.

Ошибка № 5: Не ограничивать просмотр мультфильмов и игры на компьютере.
Развитие, которое дают мультфильмы и компьютерные игры, — мнимое. А вред вполне конкретный. Любые мультфильмы, а тем более игры как минимум очень воздействуют на процессы возбуждения, которые и без того у детей преобладают над процессами торможения.

Ошибка № 6: Не наказывать ребенка (здесь наказание - это лишение каких-то удовольствий). Разве можно наказывать ребенка?! Это жестокость, признак родительской слабости и пережиток прошлого! Хотите наказать — наказывайте равного себе взрослого, а не беззащитного ребёнка. Максимум, что родители могут позволить себе по отношению к нему, — это показать ему свое недовольство.

Вам близки эти распространенные сегодня убеждения? Наказания в вашей семье не приняты? Значит, ваш ребёнок не будет чувствовать рамок дозволенного. Не потому, что он такой непонятливый, а потому, что вы их не установили. А без таких рамок ребёнку… страшно. Поэтому он будет пытаться их найти.

И прибегнет к постоянным истерикам как к самому непозволительному поведению. Может быть, так удастся до вас достучаться?

Ошибка № 7: Подчиняться детской истерике.
Вы не можете терпеть нескончаемый крик — и выполняете желание ребёнка. С этого момента он начинает догадываться: его крик сильнее вашей воли.

Ошибка № 8: Кричать на ребёнка.
Возможно, ваш крик будет вполне результативен, и тот перестанет делать то, чем вас разгневал. Но таким образом вы даете ребёнку хороший урок крика. Он непременно возьмет с вас пример.

Ошибка № 9: Не сдерживать негативные эмоции.
А если ребёнок ни при чем? Он, конечно, не осудит вас за истеричность. Но такое поведение к сведению примет.

Ошибка № 10: Не обращать внимания на ребёнка.
У вас ведь много дел? Он-то привыкнет. И играть научится сам, и болтать прекратит. Но не удивляйтесь непонятно откуда взявшимся истерикам. Ваш ребёнок еще надеется вызвать вас из ваших дел к себе.

ПОМНИТЕ! КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ИНДИВИДУАЛЕН, и только от вашей разумной любви, терпения, наблюдательности зависит "погода в доме".

Пожалуйста, цените, понимайте, уважайте и любите своих детей!

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100