Занимательная

педагогика

Уроки войны

Уроки войны
Конкурс "Я - писатель"  Позади знаменательные даты в истории нашей страны: 9 Мая, 22 Июня. Прошли сотни торжественных мероприятий в память о страшных событиях. Всё ради того, чтобы на нашей земле воцарился мир. Память – главный враг войны. Как говорили древние, когда не извлекают уроки прошедшей войны, приходит новая война. Трудно представить, что кто-то так и не извлечет уроков войны, предаст добрую память ее героических участников и не сделает всё возможное, чтобы сохранить спасённый ими мир. Но, к сожалению, это еще случается...

В этой статье школьники, участники нашего литературного конкурса «Я – писатель», выступают с обращением, призывом к людям, в частности, к своим сверстникам с просьбой хранить ПАМЯТЬ О ПРОШЛОМ и не допустить повторения страшных событий. Ребята делают акцент на том, что нынешнее поколение – последнее поколение, имеющее еще возможность лично пообщаться с героями Великой Отечественной войны, и призывают использовать эту возможность еще в большей степени. Это поможет извлечь уроки пережитой войны, научиться беречь и помнить, верить и любить.
Есть надежда, что нынешнее поколение не допустит новой войны, что всегда будет жива память прошлого в их сердцах. И об этом свидетельствуют сочинения-размышления на военную тему, письма ветеранам и истории конкурсантов, которые мы представляем нашим читателям.

Дорогие друзья! Читайте, оценивайте и не забывайте оставлять в комментариях свои отзывы о творчестве конкурсантов. Они будут учтены жюри.

Открывает публикацию авторских работ наших конкурсантов Фартыгина Екатерина из 4 класса Карачельской средней общеобразовательной школы Шумихинского района Курганской области своим стихотворением

Солдат


Идёт стрельба,
Горит огонь,
Солдат бежит
На смертный бой.
А пули свистят,
И снаряды летят,
Но за Россию поднялся солдат.
Он любит страну,
Он Россией гордится,
Он знает, что мать за сына боится.
Он знает, что нужно,
Он знает, как надо,
Ему не нужна никакая награда,
Ему лишь бы жизни невинных спасти,
Ему лишь бы смерть от страны отвести.

* * *

Климин Вячеслав из 6 класса Коменской средней общеобразовательной школы с.Коменки Богдановичского района Свердловской области и его история без названия.

Случилась беда. В деревню пришли ОНИ. Колька, спрятавшись за изгородью, наблюдал испуганными глазами за всем ужасом, который творили ОНИ.
Уже два дня прошло с той страшной минуты, когда Колька в один миг стал взрослым. Это произошло в тот момент, когда ОНИ, находясь в городе, убили Колькину маму. Пробраться в город он не мог. Эта безысходность колотила его сердце, сердце ребенка, повзрослевшего в один миг. Теперь враг, убивший его маму, бесчинствовал уже в родной деревне мальчика.
Мальчик смотрел, как ОНИ со своими чудовищными собаками зашли в его дом. Их грязные сапоги замарали чистые половики, которые постелила мама несколько дней назад. Колька видел, как ОНИ вынесли из дому икону Николая Чудотворца, а затем подожгли дом. Дом его, мамы и папы. В душе появилось еще больше злости и ненависти. ОНИ заходили в каждый дом, выносили какие-то вещи и поджигали строения. Так от его деревни осталось всего ничего. Всех жителей ОНИ увели куда-то. До сих пор в ушах мальчика стоял истошный крик, автоматные очереди, устрашающий лай собак. Один теперь остался Колька. Он стал наблюдать за всеми передвижениями, заносил на свой листочек, который подобрал на улице, все важное на его взгляд: мотоциклы, машины грузовые и легковые, солдат, офицеров. Через неделю у мальчика не было уже сил: маленький, голодный, измотанный, он был один, а вокруг ОНИ.
Колька знал, что в лесу, за болотом, есть партизаны. К ним он и решил идти. Долгой и трудной была эта дорога, но Колька дошел, и отдал партизанам свой листочек. Командир Павленко, положив тяжелую и очень теплую ладонь на плечо Кольке, глядя в его ожидающие глаза, тихо сказал: «Верь мне, малец, ОНИ все будут уничтожены, и Родина наша будет спасена».
Наступило утро, утро счастья и радости. Исполнилось все, что сказал командир.
ОНИ были уничтожены! РОДИНА была спасена!!!

* * *

Соловьёва Оксана из 11«А» класса лицея №3 им.А.С.Пушкина Октябрьского района г.Саратов и ее очерк

Три жизни – три легенды…


Не так давно я встретилась с тремя замечательными людьми, ветеранами Великой Отечественной войны. Не скрою, мне очень хотелось побеседовать с «живыми легендами», поговорить с ними о войне, узнать, что было самым страшным на фронте, понять, какой ценой досталась советским воинам и труженикам тыла победа над фашистской Германией. Ведь мы - последнее поколение, имеющее возможность лично пообщаться с героями, сражавшимися за нашу Родину. Этой возможностью нельзя было не воспользоваться, и я, наскоро подготовив вопросы, с радостью побежала по адресам…

Настоящий полковник
Дверь мне открыл пожилой человек с солдатской выправкой и прямой осанкой. Это был Владимир Львович Плацман. Он провел меня в гостиную, усадил на диван, и мы начали разговор. Уже с первых минут беседы я поняла, что передо мной человек мудрый, сдержанный в проявлении чувств, «настоящий полковник». Моя интуиция меня не подвела: в процессе общения с Владимиром Львовичем я узнала, что он действительно завершил свою военную карьеру в звании полковника.
А началась его служба с первых дней войны, грянувшей в июне 1941года. Будучи студентом первого курса, он, 17- летним юношей, ушел на фронт. Я была удивлена, когда узнала, что почти никто из университета не последовал его примеру, ведь со всего курса воевать ушел только он – Володя Плацман. В ответ на мое удивление Владимир Львович лишь слегка пожал плечами. И я поняла, что моя реакция не оправдана: ведь я не была на месте тех студентов, жизни которых, как, впрочем, и жизни всей страны, грозила смертельная опасность.
Об этом грозном времени ветеран говорил неохотно: воспоминания давались ему нелегко, и чувствовалось, что они вновь будоражат затаившиеся со временем его душевные раны.
Владимир Львович воевал в танковом взводе. Три раза его танк горел. Но его самого, по счастливой случайности, смерть всегда обходила. «Первый раз я получил фаустпатрон в 1943 году, в самый «лоб» танка, – вспоминал ветеран. – Фаустпатроном называлось безоткатное оружие, которое прорывало любую бронь. Страшная вещь…». И со вздохом добавил: «Из танка тогда сумели выбраться только двое: я и мой фронтовой сослуживец, а два других товарища, сидевших сзади, сгорели заживо».
После войны Плацман продолжил военную карьеру и прослужил в армии почти до старости. У него была одна большая и единственная любовь – любовь к Родине, которой он посвятил всю свою жизнь.
Когда я уходила от Владимира Львовича, меня переполняло чувство глубокого уважения к этому скромному и великому человеку, вынесшему на своих плечах всю тяжесть жестокой войны и ни с чем не сравнимые боль и страдания.

Воспитатель-связистка
Не менее интересной оказалась и следующая моя собеседница - Прасковья Ильинична Макеева. Правда, разговаривала я не только с ней, но и с её дочерью, которая радушно встретила меня на пороге. Она рассказала, что у её матери было трудное детство: рано умерли родители, самой пришлось воспитывать брата и сестру. Прасковья Ильинична, от природы человек добрый и душевный, сумела заменить ребятам мать и поднять их на ноги. Она всегда любила детей; до войны даже работала воспитательницей в детском саду. Позже Прасковья Ильинична случайно встретила своих воспитанников в Сибири и была приятно удивлена, что они помнят и любят её до сих пор. Рассказывая об этом, Прасковья Ильинична улыбалась теплой и мягкой улыбкой. Но, заговорив о войне, стала вдруг серьезной и задумчивой. Когда мужчины уехали на фронт, её, как трудолюбивого и очень ответственного человека, поставили бригадиром на ферме. Но в 1942-м молодая девушка решила, что не время заниматься мирными делами, когда враг шагает по родной стране, и поступила на службу в отдельный батальон связисткой. Временами было очень страшно, и не всем удавалось выдерживать невероятно тяжелые в условиях военного времени физические и психологические нагрузки. Прасковья Ильинична вспомнила один маленький, но очень яркий эпизод, когда её однополчанка, до ужаса напуганная бомбежками, при очередном артобстреле в истерике забилась под нары. Боевым подругам пришлось потом долго приводить её в чувство. Когда я слушала об этом, перед глазами вставали пугающие картины бомбежки: оглушительный грохот взорвавшихся бомб, летящие осколки железа, кровь, изуродованные тела. Хотелось по-детски съёжиться и зажмуриться, но в это время Прасковья Ильинична достала из шкафа перевязанную лентой коробочку и открыла её: там хранились награды за боевые заслуги, которые были красноречивей всяких слов…

Неудавшаяся беседа
Последним, с кем я встретилась, был Михаил Федорович Барсученко. Мне открыл дверь его внук и проводил в комнату деда. Михаил Федорович ждал меня в парадном костюме с орденами и медалями. Однако, разговора у нас почти не получилось: недавно Михаил Федорович перенёс инсульт, и ему тяжело было говорить. Из рассказа внука я узнала, что во время войны он дослужился до офицера, а потом, уже в мирное время, продолжил военную службу и ушёл в отставку в звании полковника. Было немного обидно за неудавшуюся беседу, но ситуацию спас старый фотоальбом, который как нельзя лучше дополнил и проиллюстрировал скромный рассказ о ветеране.
Война объединила судьбы людей, на долю которых выпала тяжёлая, но благородная участь - защищать свободу и независимость своей страны. Поколению наших дедов и прадедов довелось испытать всё - страх и отчаяние, ненависть и ярость, боль и страдание. И при этом ярко продемонстрировать доблесть и храбрость, любовь и милосердие, волю и патриотизм. Им суждено было остаться живыми, чтобы донести до нас уроки пережитой войны, чтобы научить нас любить и верить, беречь и помнить, надеяться и ждать. Мы «не нюхали пороху», не рыли окопы, не бросались с гранатой под танки, но в нас генетически заложены качества истинных защитников Отечества. Я уверена, что моё поколение не предаст доброй памяти стариков и сделает всё возможное, чтобы сохранить спасённый ими в далёком сорок пятом мир.

* * *

Учащиеся 4-х классов средней общеобразовательной школы «Морозко» г.Москва (классные руководители: Духан Н.Ю., Вербенко Т.Н.) и их письма ветеранам Великой Отечественной войны.

Александра Новосёлова
Здравствуйте, дорогой ветеран Великой Отечественной войны!
Меня зовут Саша Новосёлова. Я учусь в 4 классе школы «Морозко». Хочу поздравить Вас с 65-летием Великой Победы! Спасибо Вам за то, что в годы войны, отдавая много сил, Вы мужественно сражались за нашу Родину! Спасибо за то, что Вы победили!
Я много слышала о войне 1941-1945гг. Меня возмутила подлость Германии. Насколько ужасно поступил фюрер: без предупреждения начал наступление на страну, с которой он уже подписал договор о ненападении в 1939г. Во время войны погибло много людей. Я знаю, что и в тылу люди помогали солдатам, партизанам. Это были сильные духом, отважные люди. Вы мужественный человек! И мы будем всегда помнить - что Вы для нас сделали!
Брат моего дедушки в годы войны был пограничником. Ему часто приходилось часами лежать в снегу, поджидать немцев. И он тоже сражался за нашу Родину.
Наша страна одержала победу благодаря таким смелым людям, как Вы! Я обещаю, что всегда буду помнить Вас и всех героев Великой Отечественной войны. Поздравляю Вас и вот мой маленький подарок Вам:

Вы защищали нас от войны
И сохраняли всех от беды.
Я уважаю Вас и ценю,
Ведь Вы сберегли нашу страну.
Родину Вы нашу спасли,
И счастливы все теперь мы.
И я бы Вам орден, конечно, дала
За доблесть, отвагу и Ваши дела!
Спасибо Вам!

Андрей Приходько
Дорогой участник войны! Я не знаю, кто Вы и как Вас зовут, но слово «ветеран» имеет для меня магический смысл. Оно обозначает, что Вы – дорогой и близкий человек каждому жителю нашей страны. Если бы Вы в годы войны не совершили свой подвиг, если бы не отстояли нашу Родину, я, возможно, и не жил бы!!! Не было бы счастливых детей, не было бы их родителей, не было бы России.
Гитлер решил уничтожить большую часть нашей страны, а оставшихся людей хотел заставить на себя трудиться! Но у фюрера ничего не вышло: план «Барбаросса» сорвался, наши солдаты сражались за каждую пядь земли. В лесах фашистов били партизаны. А в тылу на заводах дети, женщины и старики – все, кто не пошёл на фронт, делали оружие и снаряды для нашей армии. На защиту страны поднялся весь народ. Благодаря его мужеству и героизму враг был разбит!
Мне грустно говорить о войне. Мой прадед тоже воевал и был убит. А дедушку, тогда ещё маленького мальчика, приютил украинец Приходько Дмитрий. С тех пор мы и носим фамилию – Приходько.
Я хочу выразить благодарность Вам и всем солдатам Великой Отечественной войны. Я желаю вам всем быть здоровыми, долго и счастливо жить.

Георгий Садрадинов
Война – это самое суровое испытание в жизни народа. Это потери, слёзы, разруха…
Коварный Гитлер хотел поставить на колени весь мир. А Москву и Ленинград сравнять с землёй. Фюрер разработал план молниеносной войны «Барбаросса» и напал на нашу Родину. Осенью 1941 года Гитлер хотел устроить парад на Красной площади, но мечты его не осуществились! Парад на Красной площади состоялся, но это был парад Красной армии, и бойцы прямо с парада уходили на фронт…
Дорогие участники войны, наши герои, вы оказали такой отпор врагу, что фашисты дрогнули и поняли: сломить советский народ невозможно!
Солдаты! Сколько раз вы проявляли мужество, отвагу, верность долгу. Вы не сдались в смертельном бою, не струсили перед атакой вражеских танков, не предали Родину! А ведь наша Армия уступала фашистам в численности и количестве боевой техники.
В тылу старики, женщины и дети тоже приближали победу. И сын писал солдату на изготовленном новеньком снаряде: «Папа, бей фашистов, что есть мочи, и возвращайся домой!» И бойцы на линии фронта били врага из последних сил.
Дорогой ветеран! Моя бабушка тоже воевала. Она была медсестрой и вытаскивала с поля боя раненых. А однажды она застрелила фашистского офицера. Я рассказываю Вам об этом потому, что не успел поблагодарить бабушку – я был маленьким и не мог представить, как было страшно на войне… В Вашем лице я выражаю благодарность и своей бабушке.
Я преклоняюсь перед вами, ветераны, и буду всегда помнить о том, что вы сделали для нас! Я обещаю бережно хранить память о героическом прошлом нашей Родины.

Елена Петрова
Голод, разруха, бомбёжки… Никогда не знаешь, уцелеет ли твой дом. Слёзы, бессонные ночи, страдания… С нетерпением ждёшь письма, а его всё нет. Танки, самолёты, шквал огня… Находишься между жизнью и смертью.
Нет ничего ужаснее войны!
Гитлер хотел покорить весь мир. А не вышло! Наш народ остановил врага, отстоял свою честь, не дал уничтожить страну и поработить её граждан.
Победа ковалась и на фронте, и в тылу. Весь народ героически шёл к заветной цели. На передовой мужественно сражались солдаты, в лесах врага истребляли партизаны. А на заводах для уничтожения фашистов разрабатывали новую технику: самолёты, танки, ракетные установки.
На таком заводе работала и моя бабушка, умершая в 1943 году. Вместе со всеми она изготавливала снаряды и тоже рисковала жизнью, ведь над фабрикой летали фашистские самолёты.
Мой дедушка был лётчиком-истребителем. Он сбил 153 немецких самолёта, и на его самолёте было нарисовано столько же звёздочек. Я восхищаюсь подвигом своих родных.
Дорогие участники войны! Мы всегда с волнением и благодарностью будем смотреть в ваши глаза, чтить ваше мужество и стойкость. Добрых вам лет, мира и здоровья!
Спасибо вам – всем, кто отстоял Победу!

Елизавета Ашугян
В этом году весь народ нашей страны празднует 65 годовщину победы над фашистами.
Когда я слышу слово война, мне становится страшно. Я вижу обагрённую кровью землю, заплаканные лица матерей, разрушенные дома, взрывы… Как же, вы участники войны, выдержали всё это?! Сколько раз вы слышали: «За вами Москва, отступать некуда!» и не отступали ни на шаг, бились до последней капли крови.
Сколько раз кричали: «Ура! За Родину!» и вновь бежали в смертный бой.
Сколько раз твердили: «Умрём, но фашистов не пропустим!» и погибали, но врага не пропускали.
Я восхищаюсь вашей стойкостью, я горжусь вашим подвигом!
Гитлер за два года захватил почти всю Европу, он хотел покорить весь мир. Но вы вынудили врага прекратить наступление, остановили его, благодаря мужеству и героизму.
С фашистами сражался весь народ. Партизаны вели «рельсовую войну», добывали важные сведения, взрывали склады боеприпасов. На заводах делали оружие, снаряды; работали днём и ночью, чтобы от фашистов «мокрого места не осталось». Каждый человек помогал победе, как мог.
В нашей стране не найти семьи, которая не пострадала от фашистов. Мой дедушка тоже воевал. Когда я прошу рассказать его о войне, он не хочет. Наверное, до сих пор ему тяжело вспоминать. А по ночам он стонет – болят старые раны. Вот бы найти лекарство, чтобы боль прошла!
Меня поражает стойкость Ленинграда. Его бомбили более двух лет! Город находился в блокаде, но не сдавался. До слёз жалко Таню Савичеву, всех детей, которые потеряли своих родных.
Я хочу, чтобы никогда не было войны. Дорогие ветераны! Пусть вам будет тепло и уютно в нашем мире. Мы всегда будем помнить о воинах, защищавших нашу страну. Вашим подвигом будет гордиться ещё не одно поколение, так как нет ничего более святого, чем защищать Родину!

Илья Гулаков
1941-1945гг. – самые грозные годы в истории нашей Родины. Это годы страшной Великой Отечественной войны, которая унесла миллионы жизней! Она не пропустила ни одной семьи, лишила родного человека, или близкого, или друга…
Гитлер внушал своим солдатам: «Мы поставим на колени весь мир. Ариец – абсолютный хозяин мира!» И солдаты верили фюреру, уничтожали всех: и женщин, и стариков, и детей; они сжигали целые деревни, вели жестокие сражения, чувствовали себя хозяевами на нашей земле. Но Гитлер не учёл, что сокрушить дух нашего народа невозможно!
Советские солдаты проявляли стойкость и героизм, никто не дрогнул во время бомбёжек, танковых атак или ураганного артиллерийского огня. Партизаны пускали под откос вражеские поезда и взрывали склады с боеприпасами. Мальчишки рвались на фронт, но их не брали из-за возраста. Тогда они шли на завод делать снаряды, чтобы помочь стране в страшной войне. Все проявляли волю и стойкость.
Дорогие ветераны! Вы не раз смотрели смерти в глаза. Вы подарили нам то, что хотели отнять у вас – жизнь. Вы подарили нам счастливое детство! Низкий вам поклон!

Ярослав Чухарев
Здравствуйте, дорогой ветеран Великой Отечественной войны!
Кто спас нашу Родину? Кто был готов отдать свою жизнь за нашу страну? Это люди, которые смогли победить в той страшной войне и доказать, что наша страна сильная и непобедимая!
Никто не знает, что пришлось Вам пережить в годы войны, но я точно знаю - Вы герой нашей страны! Гитлер хотел захватить СССР, осуществив свой коварный план. Он думал, что сможет уничтожить весь советский народ. И я понимаю - благодаря таким людям, как Вы, наш народ победил врага. Солдаты, партизаны, люди тыла – все герои-защитники своей Родины. Они готовы были отдать свою жизнь за нашу свободу! Во время войны и в городах были взрывы, пальба. Чтобы выжить, люди в тылу дни и ночи трудились для фронта, для победы. Многие лишились счастливого детства. Мой прадедушка во время войны был лётчиком. У него есть медаль «Слава Военно-воздушным силам СССР!»
Спасибо Вам за светлое небо над головой, за наше мирное детство! Поздравляю Вас с 65-летием Победы! Желаю здоровья и долгих лет жизни! Низкий Вам поклон.

* * *

Шалгина Нелли из 5 класса средней общеобразовательной школы №5 г.Алзамая Иркутской области и ее сочинение

Страшные годы войны – грозные годы блокады


Моя мама работает в школе. Однажды она готовилась к классному часу для своих ребят. Мне стало очень интересно, и я попросила ее рассказать мне о том, что она собиралась рассказать своим ребятам. Мамин рассказ тронул мое сердце. Я узнала о маленькой ленинградской девочке – Тане Савичевой.
До войны семья Савичевых была большой и дружной. Обыкновенная ленинградская семья. Всего у них было в достатке: и горя, и радости. Глава семьи - Николай Родионович - работал пекарем. Он рано умер. Осталось на руках Марии Игнатьевны пятеро детей, самой младшей, Тане, едва исполнилось шесть. Мария Игнатьевна была, как тогда называли, белошвейкой, одной из лучших вышивальщиц в ателье мод. Никто никогда не видел, чтобы она просто так сидела дома без дела. Она всегда была чем-то занята и всегда при этом пела. Звонкий голос матери неизменно выделялся и в семейном хоре. Савичевы любили попеть и потанцевать. В семье был даже свой маленький оркестр. Лека и Миша играли на гитаре, мандолине, банджо. Двери этого дома всегда были открыты для друзей. И, когда садились за стол, ставили несколько лишних тарелок - вдруг кто-нибудь заглянет на огонек. А еще все очень любили гулять по городу.
Лето 41-го Савичевы собирались провести в деревне под Гдовом, где жила родная сестра матери - тетя Капа. Но уехать в деревню успел только Миша.
Утро 22 июня перемешало все планы, Эвакуироваться из Ленинграда они не захотели. Решили до конца держаться все вместе.
Оставшись в городе, каждый из Савичевых, как мог, помогал фронту. Мария Игнатьевна шила обмундирование для фронтовиков, рукавицы для "окопников". Леку в армию не взяли из-за плохого зрения, он работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, Женя — на предприятии, выпускающем корпуса мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Дядю Васю и дядю Лешу, которые защищали когда-то Петроград от банд Юденича, на фронт не взяли, они несли службу в МПВО.
Таня, как могла, помогала взрослым. Вместе с другими ребятами освобождала чердаки от хлама. А потом таскала туда мешки с песком, ведра с водой, чтобы тушить «зажигалки». Помогала взрослым рыть траншеи.
У Тани был когда-то настоящий дневник. Толстая общая тетрадь в клеенчатой обложке, куда она записывала самое важное, что происходило в се жизни. Она сожгла дневник, когда нечем стало топить печку. "Сжечь блокнотик, видимо, не смогла, - говорит Михаил Николаевич, — ведь это была память о сестре". Вот в этот блокнот, подаренный сестрой, Таня записала свои последние строки.
В нем всего девять страниц. Из них на шести — даты – и за каждой — смерть. Шесть страниц — шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых записей: "28 декабря 1941 года. Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта —Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая—дядя Леша, мама — 15 мая". А дальше — без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Советский народ, как мог, помогал блокадному Ленинграду. По Ладожскому озеру – «по дороге жизни» - в город везли продовольствие, из города - детей, которые были очень истощены. В один из таких дней была эвакуирована и Таня.
140 ленинградских детей привезли в августе 1942 года в село Красный Бор. Встречать их вышли все жители. Они несли детям, кто что мог: пяток яиц, тарелку творога, теплую одежду. А на детей было страшно смотреть: изможденные, больные. В первый раз в баню многих несли па одеялах, они не могли ходить. Но человеческая доброта, целебный воздух сделали свое дело. Крепли, поднимались на ноги дети.
Все ленинградские дети, которых привезли в Красный бор, остались жить, кроме одной - Тани Савичевой. Ее спасти не удалось.
После маминого рассказа я долго думала о том, сколько горя принесла война. Как хорошо, что я живу, не слыша разрывов снарядов.
Я так благодарна всем тем, кто спас нашу Родину.
9 мая я обязательно пойду на площадь, там стоит памятник воинам, погибшим на войне. Я положу цветы и еще раз скажу спасибо ветеранам за мирное небо над моей головой.

* * *

Агеев Виктор из 10 класса Коменской средней общеобразовательной школы с.Коменки Богдановичского района Свердловской области и его история

Дедушка Игнат


В нашей деревне живет дедушка Игнат. Иногда по утрам мы с ребятами ходим на поле играть в футбол, и каждый раз вижу я его сидящего на завалинке своего ветхого дома и смотрящего на восход солнца. Дедушка как-то задумчиво смотрит на этот поднимающийся шар, и я замечаю в этом взгляде что-то необычное. Возле его ног смешно возится маленький песик, грызя батожок и тявкая на прохожих.
Однажды, отстав от ребят, я подошел к нему и поинтересовался, почему он так пристально смотрит на восход солнца. На что он ответил мне:
- Я, молодой человек, вспоминаю былые времена и, как рад я был этому солнцу.
- А что было, когда вы были молоды? - спросил я.
-Когда я был совсем юн,— начал дедушка, — большой семьей мы жили в этой деревне. Все у нас было хорошо, пока не началась война. Отец и старший брат ушли воевать, а мы с матерью и тремя сестрами остались одни. Время шло, война постепенно приближалась к нашим краям. Многие из деревни уезжали, некоторые уходили в партизаны, а мы продолжали оставаться в деревне.
И вот, чтобы отвлечься от тяжелых мыслей, я решил починить крыльцо. Мне нужно было пару жердей, чтобы установить навес над ним. Крикнув пса, я отправился в лес. Все деревья, попадающиеся мне, были старые и огромные. Впереди показались молодые березки, чтобы срубить их, нужно было переправиться через речку. Я стал переходить ее по веревочному мосту. Неожиданно случился порыв, и я упал в холодную весеннюю воду. Начался дождь. Течение подхватило меня и понесло. Я долго не мог выбраться из потока, наконец, мне это удалось. Выбравшись на берег, решил бежать в лес, чтобы спрятаться от дождя под деревьями. Дождь кончился. Голодный, продрогший бродил я по лесу, конечно, о жердях уже не думал совсем. Где-то в этом лесу скрывались люди из нашей деревни, только где, мне было неизвестно. Внимание мое привлек лай собаки. Взглянув в овражек, я увидел своего пса. Мой четвероногий друг привел меня в партизанский отряд. Только никого не было. Все ушли. Неспокойно стало у меня на душе. Пройдя какое-то расстояние, я оказался на пригорке, осмотревшись, увидел землянку. Я осторожно толкнул дверь, она открылась, и по земляной лестнице спустился внутрь. Было полутемно, пахло дымом, у одной стены стояли какие-то ящики. Сверху послышались голоса, они приближались, мне пришлось спрятаться.
В землянку вошли трое мужчин в гражданской одежде и с оружием. Из их взволнованного разговора я понял, что в лесу немцы устроили облаву. Часть людей из отряда ушла дальше. Один из мужчин увидел меня.
- А ты что здесь делаешь, малец? - Спросил он строго. Я молчал и не знал, что ответить, понимая всю предстоящую опасность.
- Ну, что, готов воевать? - спросил он вновь, — ладно, сиди здесь. Снаружи опасно. Если что…
И они выбежали из землянки, взяв с собой два зеленых ящика. Я подошел к двери и посмотрел в щель между досками. Уже стемнело. Мне было очень страшно. Я стал ходить туда-сюда. Через некоторое время послышались выстрелы, за ними последовали крики и грохот. Я лег на пол, закрыв голову руками. Приподняв голову, я увидел деревянный ящик. Открыл его и, засунув туда руку, достал автомат. Недолго думая, я подошел к двери и просунул ствол в щель. К землянке приближались двое немцев. Страх и оцепенение овладели мной, когда я впервые увидел и почувствовал своим детским сердцем врага. Все произошло само собой. Автоматная очередь срезала фашистов, как срезал батька траву на покосе. Это был мой первый бой, бой с врагом, который был так близко от меня. Автоматные очереди били за мою маму, за сестренок, за всех односельчан. Вдруг раздался оглушительный грохот. Дальше ничего не помню. Сколько времени прошло не знаю. Помню только, как яркий свет резал мне глаза сквозь веки, приподняв их, я увидел восходящее солнце. Лежа на спине, я чувствовал, что по пояс засыпан землей, и что кто-то скулит и тыкается в мое лицо, щекоча щеки, нос, подбородок. Открыв глаза, я увидел солнце и своего пса. Вокруг ходили солдаты, наши русские солдаты.
Ко мне подошел тот человек, который разговаривал со мной в землянке.
- Живой, малец! - сказал он, улыбаясь. Я улыбнулся ему в ответ.
Он замолчал, потрепал игравшего щенка и вновь обратил свой взор в небо. Солнце начинало припекать. Мы сидели молча. Слушая историю, рассказанную дедушкой Игнатом, я думал о многом: о фашистских варварах, топтавших нашу землю, о старых жителях нашей деревни, о своей семье, школе, друзьях. Не пошел я на футбольное поле проводить свободное время, что-то новое открылось во мне, это новое – желание быть полезным Отечеству.

* * *

Терентьева Полина из 4«А» класса лицея №9 г.Каменск-Уральский Свердловской области и ее сочинение

Детство, опаленное войной


Детство – это самая счастливая пора в жизни человека. Детство – это время, когда можно беззаботно бегать, прыгать, играть с друзьями. Детство – это время, когда тебя любят, балуют не за какой-то поступок, а просто так, за то, что ты есть. Но есть люди, у которых не было такого безоблачного детства, зато в их жизни была война. Великая Отечественная…
Она началась внезапно, как начинается любое горе, любая беда. Началась война, и те, которым было, может быть, по десять, одиннадцать или двенадцать лет, почти мои ровесники, в один миг стали совершеннолетними. Они могли принимать взрослые решения, а главное, по-взрослому выполнять серьезные поручения.
Я читала про Люсю Герасименко, которая носила в корзинке под пирожками листовки и раздавала их населению, разбрасывала в местах скопления людей. В листовках был призыв к борьбе за свою свободу против фашистов, в них рассказывалась вся правда о положении на фронте. Эти сведения были очень важны для поддержания веры людей в неотвратимость победы, но как, наверное, было страшно десятилетней девочке проходить мимо фашистов, вооруженных автоматами, зная, что, если ее схватят, то пощады точно не будет. Так и случилось.
Однажды девочку схватили вместе с ее мамой, долго пытали, а потом обеих расстреляли. Она погибла, но я все равно представляю ее живой, улыбающейся, со смешными косичками, как на фотографии в книге. Когда мне трудно, когда я чего-то боюсь, я представляю себе эту девочку, учусь быть такой же стойкой и мужественной и тогда справляюсь с любым, даже самым трудным, делом.
О Люсе Герасименко написана книга. А сколько героев осталось неизвестными?! Они помогали подпольщикам, совершали с партизанами диверсии, ухаживали в госпиталях за раненными или стояли на заводе у станка. Об их вкладе в общую победу мы знаем только благодаря памяти потомков, свободу которых они отстояли в неравной борьбе.
В судьбе моего дедушки, Кулешова Леонида Романовича, тоже была война. Она началась, когда ему не исполнилось и трех лет. В семье было двенадцать детей и старшие в первые же дни войны добровольцами ушли на фронт.
Брату Михаилу только исполнилось пятнадцать, но он приписал себе несколько лет и тоже ушел на фронт.
«Куда батька, туда и я,» - сказал брат напоследок.
Попав в танковые войска, он несколько раз горел, был ранен, но все-таки дожил до победы! Война настигла его много лет спустя. Он умер в 50 лет от осколка, который вошел в сердце.
Когда братья ушли на фронт, управляться с младшими детьми помогала матери Вера, старшая сестра моего дедушки. Жили они в Белоруссии, которая во время войны прославилась партизанами. Вот и прабабушка помогала им. Она пекла хлеб, а относила его партизанам Вера.
Однажды предатель выдал девушку. Сельчане предупредили Веру о том, что ее идут арестовывать. Она схватила самую младшую сестренку Надю и вместе с ней спряталась в русской печке, крикнув матери: «Беги!».
Матери с другими детьми не удалось скрыться. Их настигли фашисты. Немцы стали расспрашивать семью о Вере, партизанах, но, понимая, что эти упрямые люди им ничего не расскажут, повели их на расстрел.
Дедушка был еще очень маленьким, он не понимал, что происходит, поэтому бежал за матерью и хныкал: «Кушать хочу!».
Видимо, один из немцев был нашим разведчиком. Когда ушли достаточно далеко от села, он повернулся к другому немцу и что-то сказал на чужом языке, фашист отошел в сторону. Затем первый немец повернулся к женщине и тихо произнес: «Беги в лес, матка, и береги детей, мы скоро за все слезы отомстим!».
Он дал пулеметную очередь в воздух, прабабушка, подхватив детей, что было сил побежала в лес. Сзади слышались крики и выстрелы. Опомнились все лишь, когда оказались среди болот, долго бродили по ним, пока, наконец, не набрели на партизан. Среди них уже была Вера. Она вместе с Надей огородами, ночью, по знакомым тропинкам вышла к своим. Партизаны переправили всю семью в тыл.
Прошло время, мой дедушка вырос, стал военным. Как и его отец, старшие братья и сестры, он тоже отстаивал свободу нашего государства, но уже сражаясь в Афганистане. Он защищал южную границу России. Однажды, сопровождая колонну, он спас молодого бойца, во время обстрела оттащил его от горящей машины, прикрывая собой. За это дедушка был награжден орденом Красной Звезды.
Много лет мы живем без войны. Люди, которые в то время были детьми, теперь стали нашими бабушками и дедушками. Мы любим их, с уважением относимся к их воспоминаниям, живем по примеру их жизни, а, значит, бережем мир.
Мой дедушка, Кулешов Леонид Романович, мудрый, неравнодушный к чужому горю человек. Он любит ходить на лыжах, кататься с гор, любит пошутить, посмеяться, но даже в эти моменты в глубине его глаз можно разглядеть темную грусть, такую, какая бывает у всех людей, чье детство опалено войной…
Люди, пережившие войну, сделали все для того, чтобы наше детство было счастливым, мирным. Такими людьми гордиться наша страна, гордимся и мы - их потомки!

* * *

Зобнин Вячеслав из 10 класса образовательного учреждения «Дом детского творчества» №1 г.Мариинск Кемеровской области и его история без названия.

Семья - ковчег спасения... спасения от чего? скорее всего от жизненных бурь и стихий, а самое, как мне кажется, главное - это от одиночества, страха.. Семья это люди, которым мы не безразличны, которые способны нас понять, укрепить нашу веру в светлое будущее, это люди, которые примут нас такими, какие мы есть на самом деле.
Я люблю свою семью. Мне нравится рассматривать наши семейные фотографии. Вот мой взгляд остановился на одной из них. На ней запечатлены моя прабабушка и мы – её правнуки.
Этой фотографии двенадцать лет. Сейчас прабабушке исполнилось бы 89 лет. Она умерла 2 года назад. Её звали Эмбигельсэм, что в переводе с татарского языка означает, «красивый цветок». Но мы все её звали Абием – просто бабушка.
Наша прабабушка прожила нелегкую жизнь. Она родилась в семье, где было 14 детей. Все они умерли в голодные годы после революции. Из детей выросла она одна и младший брат. С семи лет они уже работали. Помогали взрослым и дома, и в поле. Когда началась Великая Отечественная война, прабабушке исполнился 21 год, а брату 17 лет. Он ушел добровольцем на фронт и пропал без вести. Она бережно хранила все его треугольные письма с фронта, похоронку со страшными словами. Тяжело получить такую бумагу вместо письма от дорогого человека.
Уже после войны прабабушке сообщили, что он похоронен в братской могиле городе-герое Волгограде.
С фронта вернулся прадед - Карымов Шайдулла Мухамедзянович. Он прошел всю войну разведчиком до самого Будапешта. Пришел весь в орденах и тяжелых ранениях. Очень долго лечился в госпитале. На прабабушке была вся женская и мужская работа. Когда родился мой дед, его назвали в честь погибшего дяди. Ему дали его фамилию, имя и отчество. Прабабушка с прадедом работали на Урюпинском лесосплаве. Это был каторжный труд. Руки и ноги постоянно находились в ледяной воде. В мае 1975 года прадед умер от старого осколочного ранения в грудь. С тех пор прабабушка жила одна.
Для нас она останется примером трудолюбия, доброты, любви к людям. Мы храним пожелтевшие письма, фотографии, документы. Ведь это остановившиеся навечно мгновения их жизни. Кусочки пожелтевшего картона доносят до нас летопись нашей семьи.

* * *

Белан Анжелика из 11«А» класса лицея №3 им.А.С.Пушкина Октябрьского района г.Саратов и ее стихотворение-призыв

Письмо потомкам о Великом Дне победы


Мой друг далёких сорок пятых!
Тебе сегодня я пишу…
Ведь я, как все наши ребята,
В твой день сквозь толщу лет гляжу.
Гляжу и мучаюсь в сомненьях,
Что знаешь ты об этом дне?
Хранит ли ваше поколенье
Память о прошлом, о войне?
Забыты ль Родины мученья,
Скитанья, горести семей?
Война людей сковала в звенья
Больших страдальческих цепей…
Забыты или нет герои,
Погибшие в расцвете лет?
Они смерть принимали стоя,
Спасая Родину от бед.
Что знаешь ты о ветеранах,
Которых нет уже в живых?
Их молодость, их боль, их раны
Остались там - в сороковых.
В сороковых остались люди,
Чьи жизни отданы за нас.
Мы никогда их не забудем,
Не забывать прошу и вас.
Они шли сквозь огонь и воды.
Они видали смерть и дым.
И пахнул все четыре года
Штык едким потом фронтовым.
Мы прадедами называли
Их – ветеранов боевых,
И быть похожими мечтали
На них, тогда ещё живых.
Ну, почему так скоротечны
Людские славные года!?
Так хочется, чтоб были вечны
И мы, и наши имена.
Война ушла. Всё тихо, слышишь?
И раны, страх нам жизнь не жгут.
И матери ребят погибших
Сынов своих уже не ждут.
Сколько парней в боях тех пало!
Скольких засыпали пески!
А сколько без вести пропало
Тел, разнесённых на куски?
Словами не измерить горя,
И боль слезами не омыть…
Такая выпала нам доля –
Любя и помня, дальше жить.
Смотрю вперёд и чётко вижу,
Как я спешу навстречу вам…
Возможно, я вас не увижу
Такими, как сейчас я сам.
Но мне б хотелось больше жизни
Увидеть мир на всей Земле,
Увидеть сильною Отчизну
И «Нет!» сказать седой войне.
Забыть про все земные раны,
Столетний встретить юбилей,
И, посетив все в мире страны,
Дожить до самых светлых дней.
Когда не будет бед и горя,
Болезней всяких, вдовьих слёз…
Когда у нас на поле боя
Пехоту сменит мирный кросс…
Когда во имя долга, чести
Все перестанут воевать
И будут каждый день все вместе
Песню о мире напевать.
Не надо войн! Ведь можно дружно
Проблемы странами решать.
Искать поддержку. Верить нужно
И в корне зло искоренять.
Мой милый друг! К тебе взываю:
Страны историю цени!
И, ничего не забывая,
Всем сердцем Родину люби!
Я эстафету доброй воли
Несу, не покладая сил,
Чтоб встретить завтрашние зори
С тобой - преемником моим.

* * *

Жарикова Анастасия из 8 класса средней общеобразовательной школы №28 с углубленным изучением отдельных предметов г.Старый Оскол Белгородской области и ее сочинение

Фронтовой дневник моего дедушки


Чтоб выйти на простор, на свет, из тьмы,
Пусть рядом встанут сыновья и внуки.
И дело делают их молодые руки
С такой же крепкой верой, как и мы.
А.Н.Кепов

Самой дорогой семейной реликвией стал уже давно «Фронтовой дневник», написанный моим дедушкой Степаном Максимовичем Якуниным, воспоминания о друзьях-однополчанах, вставших на защиту Родины в трудную годину.
Несколько десятилетий отделяют меня от того времени, когда мой молодой дед записал первую строчку в дневнике: «22.06 12.15 выходной день… Слушаю передачу по радио последних известий… - сообщение будет важное… Германия предательски напала на нашу страну». Читаю снова и снова эти черточки и понимаю, что дед сделал для себя единственный вывод из этого сообщения, характерный, наверное, для всего народа в тот июньский день 1941-го: «Предстоит борьба не на жизнь, а на смерть». И уже на следующий день, дождавшись повестки, он отправился на сборный пункт, чтобы с первых дней включиться в тяжелую долгую борьбу.
Дневник дедушки – это словесная зарисовка не очень долгих сборов: документы, регистрация, различные оформления и пусть недолгие, но всё ещё встречи с родными. А 25-го июня «поезд тронулся». На небе зловеще – грозовые тучи, идёт дождь. «Тронулись! До свидания, Старый Оскол!!» - пишет дедушка. Впереди училище связи, и долгий путь на северо-запад. Наверное, молодые связисты понимали, что домой вернутся нескоро, и как дороги были им встреченные в пути ребятишки, долго машущие руками группы колхозниц в поле. И как тяжело было прощаться с родной землей, с полями, богатыми в этот год урожаем: «Сидим, любуемся, поём песни, негодуем на немцев».
Мне не раз приходил на ум вопрос: «Дедушка – связист. А как вел себя молодой человек, ещё не испытавший тягот военных сражений?». Ответ нахожу в дневнике. Военный лагерь расположился на ст.Стяжное, в 25 км от Брянска. Купались в реке Десне, гуляли по лесу, казавшемуся местом «прямо курортным», были застигнуты воздушной тревогой и команду «Огонь!», данную зенитчикам, приняли на себя, открыв беспорядочный огонь из винтовок. Было стыдно и смешно. А ещё «учились по всем разрезам», проходили практические испытания. И нам нужно жить так, учиться и отдыхать, не сетовать на недостаточные удобства, «чувствовать себя прекрасно и физически и морально». Это завещал мне и моим сверстникам «Фронтовой дневник» сержанта Якунина.
Записки рядового участника войны познакомили меня с фронтовыми буднями. Это не только прорывы вперед с криком «Ура!», а напряженное положение, когда по телефону слышны сообщения о продвижения противника. «По горизонту в нескольких местах зарево. Перестрелка всё усиливается», - пишет дедушка. А ему и его товарищам-связистам нужно быть наготове – ненароком прервется связь, ведь деревня Барсуки, что за Мытищами, занята противником, создалась угроза окружения, связь держится по радио, но… «готовимся пробиваться во что бы то ни стало».
Моему дедушке приходилось и не раз видеть жестокую картину: поля войны, изрытые воронками снарядов и мин, чуть присыпанные трупы, каски, гранаты. Через всё прошел он с товарищами, восстанавливая связь. Что ими руководило? Чувство любви к родному краю? Он не говорит об этом напрямую. Но «ворох писем во все имеющиеся у меня адреса», которые в минуту отдыха 2.05 написал фронтовик, - яркое подтверждение любви к родному краю, к своей малой родине. И поэтому настроение у всех одно: скорее «начать более решительные действия», вообще скорее «добиться более ощутимых результатов нашей конечной цели», с честью выполнить приказ: «Ни шагу назад!».
Ещё одну закономерность можно определить, прочитав дневник. Вся страна сплотилась воедино. Народы всех национальностей понимали, что только в сплочении, в обоюдной помощи – сила и победа над врагом. Средняя Азия и Дальний Восток, Сибирь и Закавказье, Прибалтика и Крайний Север трудились во имя победы. А солдаты были рады посылкам из тыла: «Получили подарки от среднеазиатских колхозов. (из Ташкента), - записывает дедушка в дневнике 13.03 (1942 г.). - Мясо, рис, табак, вино, абрикосы. Всего понемногу!».
В короткие промежутки между боями любили бойцы, если было возможно, слушать концерты. Очень нравилась им артистка Русланова, исполнявшая песню «Степь, да степь кругом», и саратовские частушки. Запомнилось дедушке стихотворение К.Симонова «Жди меня!» Оно волнует и меня сегодня – его я выучу наизусть.
Хронологические записи, сделанные сержантом Якуниным во «Фронтовом дневнике», пригодились в дни войны: ему поручили описать деятельность взвода, которое пополнил более существенными данными лейтенант Телегин, бывший не только командиром взвода, но и «замечательным человеком», другом солдат.
Когда я прохожу по Аллее Героев Советского Союза, старооскольцев, вспоминаю стихи нашего земляка поэта Владимира Михалёва «У вечного огня»:

Падает тихий снег.
Бьется, как сердце пламя.
Сны застилает свет,
Снег заметает след.
Снег не заносит память!

В нашей семье памятником о тех тяжелых, но героических годах самая дорогая реликвия – «Фронтовой дневник» моего дедушки Сергея Максимовича Якунина. И мы благодарны Евгению Николаевичу Евсюкову, поместившему дорогие для нас записки фронтовика в сборнике «Победа приходит крылатой» в 2005 году.
Дедушка умер в 1956 году, но завещал молодому поколению учебник: как жить, как бороться и как любить замечательную землю – свою Родину.

* * *

Грасмик Анастасия из 10«Б» класса образовательного учреждения «Экономический лицей» г.Новосибирск и ее история

Военные приключения Снегирёва Николая


В далёкой-далёкой сибирской тайге, в забайкальском городе Иркутске жил молодой и весёлый сибиряк Снегирёв Коля. С детства, благодаря дедушке и отцу, мальчик увлёкся охотой и при удобном случае всегда бегал в таёжный лес пострелять белок. Но всё же у Коли была заветная мечта: он хотел покорить такую неприступную стихию как небо.
И судьба подарила ему такой шанс: мальчик попал в авиационный кружок при ОСОАВИАХИМе, где стал усердно тренироваться. Семья поддерживала Николая и сулила ему большое будущее пилота, только отец иногда шумел, что сын не пошёл по его стопам, не стал охотником.
Но однажды Коля пришёл в свой любимый лес, в котором он теперь редко бывал, потому что был занят самолётами. Он по обыкновению пошёл по знакомым тропкам, где ходил со своим отцом, будучи ещё мальчиком. И неожиданно он услышал какие-то протяжные звуки. Коля немедленно кинулся в чащу. Картина поляны поразила его: на траве, уже тёмной от крови, лежала раненая и, по всей видимости, уже мёртвая волчица, но вдруг из-под её брюха кто-то начал протискиваться и жалобно пищать. Этим “кто-то” оказался совсем крохотный волчонок, он искал пищи и, как обычно, подлез к матери, к её соскам. Увидев Колю, волчонок испугался, попятился назад к матери и, обессилев, упал. Коле стало очень жалко этого щенка, и он решил взять его с собой, благо на волка он был похож не сильно, выглядел он как пёсик, только со стальной и чуть сероватой шубкой, и всё-таки Коля дал ему имя Волчок. Он усадил волчонка в свою дорожную сумку и отправился домой.
…Волчок дичился всех, кроме Николая, как будто чувствуя в нём родственную душу. В отсутствии хозяина он часто забирался в ту дорожную сумку, в которой его принесли, и сразу успокаивался.
…После школы Коля решил заниматься пилотажем, но грозные тучи войны затянули небо России, совсем юные мальчики ушли на фронт, в их числе был и Коля. Зная мастерство юноши, его направили на краткосрочные курсы переподготовки лётчиков. И он так ответственно занимался, что вскоре вышел в число первых и был направлен на фронт. Верный волчонок был всегда рядом. Правда, он не мог уже помещаться в сумке, поэтому он следовал за Николаем по пятам, и все к этому привыкли.
В это время пришло решение командования о бомбардировке Берлина. Николай, как один из лучших, вошёл в число этих лётчиков. Через неделю их группа уже летела на Берлин. Волчок по обыкновению заскочил в кабину самолёта и привычно втиснулся рядом с сиденьем.
Стрелок Сергей и Николай полетели в сердце Германии – в Берлин. По дороге юноши общались, а Волчок копошился у сумки.
Отряд добрался до Берлина и начал его бомбить, но и немецкие лётчики были начеку. Теперь Николаю и Сергею помогал Волчок: он первым замечал угрозу нападения вражеского самолёта и резко взлаивал, подавая сигнал. К этим возгласам юноши быстро привыкли и благодарили Волчонка.
Удачно отбомбившись, друзья направились на свой аэродром. Но неожиданно группа фашистских мессеров нагнала их, и завязался бой. Схватка длилась долго, и Николай заметил, что у него кончается топливо. Но и на этом напасти не закончились: бортстрелок был тяжело ранен.
Сообщив по рации товарищам своё нахождение, он набрал высоту и двинулся к границе. Но, к сожалению, стрелка, указывающая наличие бензина, стояла почти на нуле.
И вот спасение! – под крылом самолёта показался лес, и Николай заметил широкую просеку. Он тут же решил посадить на неё самолёт и поскорее помочь товарищу.
Самолёт благополучно приземлился, и Николай немедленно начал осматривать друга, оказывая ему помощь и перевязывая рану. Волчок тревожно глядел то на стрелка, то на хозяина. И тогда Коля понял: чтобы спасти товарища, нужно срочно добыть бензин.
Уже надвигался вечер. И вдруг юноша заметил, что Волчок насторожился, и тоже прислушался: слева доносился шум. Тогда Николай вместе с верным другом Волчком бесшумно двинулся вперёд.
Достигнув опушки, они увидели дом лесника, возле которого стояли танки. Там устраивались на ночлег немцы. В сторожке раздавались протяжные храпы, а подле танков стояли канистры с бензином, наверное, немцы хотели утром заправить их. Николай осторожно взял одну из канистр и направился к самолёту, Волчок тоже мягко переступал, следуя за хозяином. Но тут в избушке заскрипела дверь, и в её проёме показался немецкий офицер. Друзья спрятались за кусты и стали наблюдать за немцем. Тот прошёл почти рядом с Николаем, затем обернулся и увидел юношу. В ту же секунду Волчок резко выскочил из кустов и обнажил острые клыки. В этой кромешной темноте он казался ужасающим зверем со вздыбленной шерстью и навострившимися ушами. Николай схватил верёвку и, увидев, как немец от страха поскользнулся и упал, подбежал к нему и связал его.
Перепуганный фашист так ослабел, что не мог идти самостоятельно, потому Николаю пришлось завернуть его в свою плащ-палатку и вместе с Волчком тащить его к самолёту.
Вскоре Волчок и Коля благополучно добрались до просеки, втащили фашиста, наполнили топливом баки и собрались в путь, так как немцы могли скоро обнаружить, что командира нет.
Через несколько минут Коле удалось поднять самолёт, друзья полетели! Но тут офицер попытался освободиться, и снова Николаю помог верный Волчок: он сел напротив немца, и когда тот пытался скинуть верёвку, порыкивал, обнажая клыки. Фашист тут же прижимался к стенке и ёжился от страха.
…Верные друзья вскоре долетели до своих… Счастливые семьи Николая и Сергея, телеграфные поздравления, награды…
… Война закончилась, наступили снова мирные дни. Волчок теперь подрос, он – матёрый волк, но он никогда не оставляет Колю и служит ему и верой, и правдой. А Николай пусть и носит гордое звание “Герой”, но всё же он не гнушается возить геологов и орошать поля. И всё он готов делать для мирных целей. А как только он садится за руль своего мирного самолёта, перед его глазами расцветает картина его любимой Сибири: бескрайние равнины, зелёные леса, чистые озёра, полноводные реки, высокие горы… Жизнь началась с чистого листа...

* * *

Меньшикова Валерия из 4«А» класса лицея №9 г.Каменск-Уральский и ее история

Сердцем прикоснись к подвигу


Уже давно отгремели пушечные выстрелы, не слышно звуков взрывающихся бомб, а над нами мирное голубое небо. Но так было не всегда. Великая Отечественная война… О ней мы, современные дети, можем узнать лишь из книг, фильмов и рассказов наших бабушек и дедушек, именно им пришлось пережить то тяжёлое и страшное время. Люди, прошедшие войну, стали героями многих произведений, которые правдиво рассказывают о реальных событиях того времени.
Так из рассказа П.Ткачёва я узнала о маленькой пионерке, которую звали Люся Герасименко. Какое нужно иметь мужество, чтобы совершать такие взрослые поступки! На протяжении долгого времени Люся помогала отцу и его товарищам в распространении листовок, доставляя их на завод в кастрюле под кашей или картошкой. В то время, когда на квартире у семьи Герасименко собиралось подпольное собрание, Люся, играя во дворе, была на посту, подавая отцу условные сигналы. Когда она заплетала и расплетала правую косичку, папа понимал, что вокруг всё спокойно, а заплетание левой косички было сигналом опасности.
Но наступил день, когда провокатор выдал семью Герасименко. Это случилось 26 декабря 1942 года. Люсю вместе с мамой бросили в камеру, где уже находилось 50 с лишним женщин. Здесь фашисты издевались не только над мамой, но и самой Люсей. Избивали каждый день, требуя выдать подпольщиков. Но у Люси хватило мужества и сил молчать. В одно зимнее утро Люсю вместе с мамой вывели во двор тюрьмы, посадили в машину и увезти на расстрел. Так погибла Люся Герасименко, маленькая хрупкая девочка, почти моя ровесница.
Я заплакала, когда прочитала об её гибели. Мне хочется быть такой же ответственной и находчивой, как она. Хочу помогать родителям так же, как когда-то это делала Люся.
О войне рассказывают не только публицистические произведения, но и художественные рассказы и повести.
В произведении «У классной доски» Лев Кассиль точно и проникновенно описывает подвиг учительницы и её учеников. Эти ребята были ещё юными пионерами, но, несмотря на страх и волнение, не выдали фашистам партизанов. Особенно смелым, по моему мнению, был Костя Рожков. Он не побоялся выполнить задуманное, когда вышел к доске. Мальчик, выпрыгнув в окно, благополучно перебрался на другой берег, сообщил о фашистах. Благодаря этому, партизаны смогли вовремя прийти на помощь школьникам.
Рассказ «У классной доски» учит не опускать руки в минуты опасности, вовремя принимать правильные решения и отвечать за их выполнение.
Героями многих произведений стали реальные люди, а, сколько солдат погибло на поле брани и сколько остались неизвестными! Им и посвящено стихотворение Михаила Исаковского «Навек запомни!»

Кто б ни был ты -
Рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух,-
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.

Смерть неизвестных героев не была напрасной! Благодаря тому, что они защитили нашу родину от фашистов, мы теперь живём в мирное время, учимся в хороших школах, играем с красивыми игрушками. Это их заслуга.
Все дальше уходит война, все меньше остается тех людей, кто в ней участвовал. Книги – это возможность сохранить память о тех грозных днях, возможность сохранить уважение к тем героям, которые полегли на поле брани, отвоевывая свободу нашей Родины. Знать и помнить правду нужно для того, чтобы война, ужасная и жестокая, больше никогда не повторилась!

* * *

Касторская Елена из 11 класса Бийского лицея-интернат г.Бийск Алтайского края и ее стихотворения

Почему же мне снится война?..
Почему же мне снится война,
На которой я не был?
И горит от темна до темна
Опаленное небо,
И дороги пылят и пылят,
Пропуская колонны,
И у детских кроваток не спят
Поседевшие жены,
И в землянке стоит тишина,
И коптилка мигает,
Лейтенант молодой у окна
Письма мамы читает,
И пока пулеметы молчат,
Притаившись во мраке,
И солдаты усталые спят -
Полчаса до атаки.
И на всех-то всего полчаса...
Но на листьях крапивы,
Точно слезы к утру проступает роса…
Все пока еще живы.
Почему же мне снится война,
На которой я не был?
И ночами стоит у окна
Это вечное небо.
И уже в предрассветном огне
Мрак клубится и тает…
Это память убитых во мне,
Как цветы прорастает.

Дед
Мой дед давно пришел с войны,
Где ранен был когда-то,
Уже солидные сыны
И взрослые внучата,
Но много зим и лет подряд
(Кто пережил, тот знает)
Все раны дедовы болят,
Осколки оживают.
И дед не любит с давних пор
Ни запах госпитальный,
Ни длинный белый коридор,
Ни в окнах свет печальный.
Он много курит по ночам,
С собой ведет беседы,
И редко ходит по врачам,
И плачет в день Победы.
Сквозь едкий папиросный дым
Наедине с собою
Себя он видит молодым
Опять на поле боя.
Мой дед по-прежнему солдат,
Он как-то мне признался,
Что раны старые болят
За всех, кто там остался,
Кто не вернется никогда
С военной той дороги,
Ему отмерены года
За всех за них, за многих;
Что эта боль на всех одна,
Кто отдал жизнь Отчизне.
- Выходит, брат, теперь она
Как продолженье жизни.
Пусть эта боль живет во мне,
Как в мае, в сорок пятом,
Большая память о войне
И о дружках - солдатах.
Болит - ну, брат, живу пока,
Знать, память не отбило,
Знать, мне отпущены века
За всех, кто спит в могилах.
Пусть помнит мирная страна
О том, что ветераны -
Сама ожившая война,
Одна сплошная рана.

Солдатское письмо
Солдатское письмо в разорванном конверте.
Хоть выцвело давно, ему не выйдет срок:
Его из той войны, из той беды и смерти
Однажды написал мой фронтовой дружок.
Израненные, мы, безусые ребята,
И гвардии сержант, и просто рядовой,
Мечтали по ночам в палатке медсанбата,
Как все в конце войны воротимся домой.
«Сестричка, напиши», - хрипели от бессилья, -
Всего одно словцо, чтоб знали, что живой»…
Но были среди нас и те, что не просили
И на любой вопрос качали головой.
Кто знал, что вот таким, убогим инвалидом,
Не должен приходить, а значит, не придет
Ко всем, кто любит, ждет и не покажет вида,
А молча этот крест по жизни понесет.
Вот так же думал я, контуженный, ослепший,
Измученный виной до глубины души,
Решивший для себя, что так вот будет легче,
Когда сказал ему: «Братишка, напиши…
Пиши, что я убит, чтобы они не ждали…
Поплачут, и пройдет. И позабудут пусть…»
А он писал: « Живой, и награжден медалью,
И - только дайте срок - с победою вернусь».
Письмо его дошло. И ждали, и любили.
Я увидал Рейхстаг, и горе превозмог,
И вот еще живу. А он лежит в могиле,
В чужой земле лежит хороший мой дружок.
Солдатское письмо в разорванном конверте,
Что я вчера в шкафу среди бумаг нашел…
Его он написал за полчаса до смерти,
Потом отдал сестре и просто в бой ушел.
Солдатское письмо в разорванном конверте…
Атаки, и бои, и лучшие друзья…
Для внуков сохраню, и - вы уж мне поверьте-
В нем память, и любовь, и, значит, жизнь моя.

* * *
Мы помним светлый миг Победы,
Но, в общем, мирный мы народ,
За нас сполна отцы и деды
Навоевались наперед.
Они всегда, в любой атаке,
Когда ненастье у дверей,
Учились подлинной отваге,
Русь, у твоих богатырей.
И если мир объемлет пламя,
Мы в смертный бой пойдем опять,
Чтоб кровью меченое знамя
Всегда победно поднимать.
И вновь спокойно и сурово
Рука потянется к клинку,
И зазвучит живое слово,
Как прежде, «Слово о полку…»!

* * *

Мардамшин Алексей из 6 класса Коменской средней общеобразовательной школы с.Коменки Богдановичского района Свердловской области и его

История одного солдата


В нашей деревне Шишкино жил когда-то Константин Смирнов. О нём я и буду рассказывать.
– Костя, Костя, - произнесла взволнованно мать. Из военкомата прибыли, на фронт забирают. Костя быстро оделся и вышел на улицу. Прощание с матерью прошло тихо и быстро. В машине сидели парни и мужики, лица их были сосредоточены и суровы. Через три-четыре дня они были уже на месте. Капитан Соколов скомандовал: «Все на выход». И весь состав быстро покинул кузов машины. В Костином отряде оказались все, кто прибыл с ним в одной машине. Через два дня несколько человек, выбранных командиром, получив задание, отправились через реку к месту назначения. В квадрате, указанном на карте, они должны были устроить засаду, тем самым отвлекая внимание фашистов от основной группы войск.
Наступил вечер. До заданной точки оставалось километров пять-шесть. Солдаты решили устроить привал и присели под деревьями. Утомленный долгой дорогой Костя задремал. Ему приснился свой дом, мать и девушка Мария, с которой он гулял под луной. Вдруг застрекотали сороки – это верный признак того, что по лесу кто-то передвигается. Сидевший рядом товарищ толкнул Костю в плечо, и он проснулся. Бойцы по команде заняли исходное положение. Через двадцать-тридцать минут показалась группа фашистов. Они шли медленно, тихо ступая по нашей родной русской земле. Ждать было некогда. Фашистская разведка могла передать данные о реальной обстановке. Бойцы молниеносно стали стрелять по немцам и убили примерно четыре человека, а остальные попрятались в кустах и за деревьями. Во время перестрелки был тяжело ранен лейтенант Зайцев. Он повалился на Костю, и тот его положил под куст боярышника, а сам ринулся в бой. Взрыв оглушил его, но очнувшись, он увидел, что его окружают оставшиеся в живых немцы. Когда они подошли очень близко, сжимаясь в кольцо, Костя достал две гранаты и, упав на колени, стал смотреть в сторону врага. Немецкий командир сказал что-то, один солдат начал медленно подходить к Косте. В этот момент он выпустил из рук гранаты, прогремел сильный взрыв. Лейтенант Зайцев, с трудом открыв глаза, посмотрел на то место - там образовалась страшная воронка, а рядом исковерканные тела врагов. Враг был уничтожен. Группа лейтенанта Зайцева продолжила путь на исходную точку, оставляя за собой могилку, в которой покоились тела героев своей страны.

* * *

Исакова Анна из 6«А» класса Добрянской средней общеобразовательной школы №2 г.Добрянка Пермского края и ее история

Великая Отечественная война в судьбах членов моей семьи


Что я знаю о Великой Отечественной войне, войне, которая длилась четыре года и унесла жизни миллионов людей, сражавшихся за свободу нашей Родины? Пожалуй, что немного. Несколько встреч с ветеранами в школе, немного кинофильмов. Хотя, как и многие мои сверстники, фильмы о той войне смотрю редко, разве что вместе с родителями, по их совету. Книг пока не читала. Поэтому предстоящее празднование 65 годовщины со Дня Победы заставило меня о многом задуматься.
Каждый год 9 Мая, сколько себя помню, я с мамой и бабушкой хожу на празднование Дня Победы: иду в украшенной колонне, возлагаю цветы к памятнику воинам Добрянцам, выступаю с концертами перед ветеранами войны. Вижу, как взволнованы мои близкие. И впервые задумалась, а что значит День Победы для моих родных, как отразилась Великая Отечественная война на судьбах членов моей семьи, прежде всего, конечно, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек.
С волнением я слушала рассказы бабушек и дедушек о тех годах, получила в подарок старые, пожелтевшие фотографии военных лет, которыми они очень дорожили. Это была, действительно великая и страшная война, принесшая много горя русскому народу. Солдаты героически сражались на поле боя, многие пропадали без вести, умирали в госпиталях от ран. В тылу не щадя здоровья и сил работали на заводах, в колхозах, в госпиталях. Все это, оказывается, не обошло стороной и моих родных.
Мой прадед Исаков Михаил Павлович, живший в деревне Асаново Юсьвенского района, до войны работал на юсьвенском льнозаводе мастером и за высокие показатели в числе других передовиков края был поощрен поездкой в Москву на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку весной 1941 года. А через несколько месяцев после этого ушел на фронт и в этом же 1941 году, когда велись ожесточенные бои, а наши войска вынуждены были отступать, пропал без вести. У моего дедушки Исакова Виталия Михайловича хранится и последнее письмо его отца с фронта.
Прабабушка Исакова Евдокия Васильевна после ухода на фронт мужа была до 1946 года председателем колхоза и, так как не хватало рабочих рук, работала дояркой на ферме. Голодные годы, ежедневный изнурительный труд, большая ответственность за колхозное хозяйство, смерть мужа подорвали её здоровье. После войны, тяжело проболев 3 года, она в 1949 году умерла в возрасте 40 лет, оставив четырех детей, мой дедушка Виталий Михайлович был из них самым младшим. Детей воспитала сестра моей прабабушки. Судьба моего дедушки, его братьев Ивана и Николая и сестры Милинтины - это судьба миллионов детей военной поры, оставшихся сиротами
Мой второй прадедушка по папиной линии Анфалов Афанасий Тарасович, так как был инвалидом, на фронт не попал, но во время войны так же был председателем колхоза деревни Модоробо Гаинского района. Его жена, моя прабабушка Анна Дмитриевна, работала в колхозе: и в поле и на ферме, заготавливая продукты для фронта. Про неё ходили легенды: небольшого роста, на вид хрупкая женщина одна серпом вручную жала по шесть гектаров зерна.
У родителей моей бабушки Перминовой Раисы Николаевны (по маминой линии) Панькиных Николая Егоровича и Евдокии Ивановны, живших в селе Ирицы Шиловского района Рязанской области была большая, дружная семья: родители и семь детей. Моя бабушка Раиса Николаевна родилась за две недели до начала войны 8 июня 1941 года и была младшей в семье, восьмой ребенок, родившийся уже во время войны, к сожалению умер. Прадедушка Панькин Николай Егорович был инвалидом с детства и не воевал, работал в колхозе, а его младший брат Иван служил на границе и с первых дней участвовал боях и так же, как другой мой прадед, пропал без вести, что было массовым явлением именно в первые месяцы войны. Когда фашисты наступали на Москву осенью 1941 года, в село Ирицы они не вошли, но в лесах Шиловского района и вокруг села было много партизанских отрядов. Бабушка рассказывала, что после войны деревенские ребята часто для своих игр «в войну» использовали оставшиеся партизанские землянки. Хотя моя бабушка Рая во время войны была ещё совсем маленькой, но в её памяти живы воспоминания о мерзлой картошке, которую изголодавшиеся за долгую зиму ребятишки весной искали и вырывали на полях
У моего дедушки Перминова Серафима Ивановича фронтовиком был дядя Конышев Василий Гаврилович – старший брат его мамы, моей прабабушки, Перминовой Екатерины Гавриловны, жившей в городе Кирове. Он вернулся с войны в родной Киров с тяжелыми ранениями, лежал в госпитале и умер от ран. Похоронен на воинском кладбише.
Все, что я узнала, меня поразило: далекая война вдруг стала близкой. И я почувствовала свою причастность к давно ушедшим событиям, так как они тесно связаны с жизнью дорогих мне людей. Мне захотелось побольше узнать о тех героических годах.

* * *

Полупанова Ульяна из 5«А» класса средней общеобразовательной школы №62 г.Воронеж и ее стихотворение

Где шла война...
Где шла война, погибли люди,
Погибли тысячи солдат.
Войну закончить было трудно:
Никто не мог, но каждый рад.
Там были стоны звонче свиста,
Там были крики, детский плач.
Над всей страною вдруг нависла
Война-невидимый палач.
Там громкий возглас пули быстрой,
Там пушки меткий дальний выстрел.
Солдаты бились за отчизну,
За родину свою...

* * *

Демин Дмитрий из 6 класса Коменской средней общеобразовательной школы с.Коменки Богдановичского района Свердловской области и его рассказ

Сережкино озеро


До войны мы с ребятами любили купаться в лесном озере. Это озеро открыл нам наш друг Серёжка. И озеру мы дали название «Сережкино озеро».
То место, в березняке, далеко за деревней, было любимо нами. Бывало, что целые дни мы проводили на озере. Его вода, чистая и холодная, светилась и искрилась на солнце, когда мы, забравшись по грудь, весело брызгались и кричали.
Сейчас на озере мы бываем редко. Не то озеро нас больше не притягивает, не то взрослее стали. Не знаю.
В одно утро я услышал стук в окно. Так стучать может только Серёжка. Я вышел, он предложил мне пойти на наше место. Взяв удочки, мы отправились.
По пути к озеру мы вспоминали те прекрасные и весёлые минуты детства. Детства, не тронутого войной. Тропинка к озеру была уже совсем не проходима. Лес казался уже не таким волшебным как раньше.
Пробираясь к озеру, всё больше и больше нас охватывало странное чувство тревоги. Природа подавала какие-то знаки: ветер шумел, с громким криком птицы рвались в небо. Вдруг Серёжка одёрнул меня за штанину, и мы прильнули к земле. Всё тело впало в дрожь, когда мы разглядели, что в метрах пятидесяти от нас находился небольшой немецкий отряд. Не раздумывая, мы поползли в сторону. Когда немцев стало уже не видно, мы, найдя укрытие, стали придумывать план слежки за врагом.
Я предложил Серёже немедля идти в деревню и рассказать о вражьем укрытии нашим. Он наотрез отказывался и говорил, что для начала мы должны проследить за врагом.
Точно обдумав своё решение, мы вернулись обратно. Сердце уходило в пятки при виде мирно отдыхающих фашистов, дрожь и страх снова овладели нами. Взяв себя в руки, мы всё ближе и ближе подкрадывались к ним. Уже было чётко слышно незнакомую речь.
Мы считали, что наша задача - доложить нашим солдатам, расположившимся в деревне, точную информацию о численности врага. Мы насчитали их двенадцать.
Прибежав в деревню, мы наперебой стали докладывать командиру об обнаружении врага. Он внимательно нас выслушал, расспросил о точном местоположении, просил указать на карте.
Спустя некоторое время отряд направился на указанное нами место. Мы со слезами рвались за ними, но командир отдал приказ о доставке нас домой…
Четыре года длилась эта ужасная война…
Прошли года, мы вновь отправились к озеру. По дороге мы шли и молчали, погружаясь в воспоминания прошлого. Лес был проникнут тишиной, холодный ветер пробирался сквозь горелые деревья. Озеро стало совсем маленьким и затягивалось трясиной.

* * *

Долкова Елизавета из 9«Б» класса гимназии №53 г.Нижний Новгород и ее стихотворение

Мамаев курган
Мамаев курган, Мамаев курган …
Что, Родина-Мать, ты поведаешь нам?
На братской могиле родных сыновей
Застыла ты в гневной молитве своей.
В молчанье я замер, слова позабыв,
Вновь яростный Родины слышу призыв:
Идите вперёд, вперёд, на врага!
Пусть землю не топчет фашиста нога!
Герои-бойцы окружают меня –
И тело, и дух – всё бетона броня.
Но в сорок втором живые солдаты
Шли смело на смерть, не жалея себя
Их воля стальная была им как латы,
Им мужество было щитом от огня.
И крови река Сталинград заливала,
И Родина снова сынов призывала:
Идите вперёд, вперёд, на врага!
Пусть землю не топчет фашиста нога!
Мамаев курган, нашей памятью ставший,
В тебе не земля – смертоносный металл,
Тела всех бойцов, свои жизни отдавших,
Осколки снарядов в себя ты вобрал.
Стою я со скорбью, главою поник,
Где Родины-Матери слышится крик:
Идите вперёд, вперёд, на врага!
Пусть землю не топчет фашиста нога!
Аллея героев и озеро слёз,
Солдат с автоматом в скалу будто врос.
Он твёрдо решил – будет насмерть стоять…
Над сыном убитым склоняется мать.
Бетонные люди – частицы живых.
Им важность понятна слов этих простых:
Идите вперёд, вперёд, на врага!
Пусть землю не топчет фашиста нога!
Пронзите копьём фашизма змею
И Родину-Мать вы спасёте свою!

Тэги: Творчество юных писателей

Комментарии   

0 #1 Полина 24.04.2011 14:51
Ребята, Браво! ;-)
Но меня порадовало стихотворение Долковой Елизаветы. Это-самая яркая и запоминающаяся работа. Лиза, ты просто умничка! Браво! :lol:

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100