фев22
Повышаю свой профессионализм – 2
Продолжение.
В этой статье вашему вниманию предлагается информационно-коммуникационная технология, позволяющая современному учителю оптимизировать свою профессиональную деятельность путем
организации конструктивного сотрудничества «учитель-учащиеся-родители». И все это в условиях чрезмерной загруженности всех участников образовательного процесса.
Информационно-коммуникационные технологии – новое эффективное средство информатизации и коммуникации, позволяющее экономить время и силы. С их помощью учителю несложно заняться самообразованием, установить конструктивное общение со своими воспитанниками и их родителями, создать немало интересных проектов. Одним их таких
проектов может быть персональный образовательный интернет-ресурс (сайт), способный помочь учителю в решении многих образовательных
задач. На страницах собственного сайта он сможет размещать необходимую информацию для школьников, вести просветительскую работу с их родителями, организовать дистанционное обучение, посредством которого поможет отсутствующим на уроках и неуспевающим. У школьников появится возможность не только получать полезную информацию, развивать с помощью
представленных на сайте игр-тренажеров, тестов и упражнений свои способности, но и реализовать их в разных видах творчества. Например, учитель может опубликовать на своем сайте детские литературные работы (истории, рассказы, стихотворения и т.п.) с указанием авторства учащегося, разместить всевозможные должным образом оформленные поделки,
организовать разного рода конкурсы и т.д. И все это может быть представлено педагогом на его сайте, а, возможно, и самими ребятами с его помощью.
Для решения всех перечисленных задач и в результате осмысления современной образовательной ситуации был создан подобный интернет-ресурс, персональный образовательный сайт www.zanimatika.ru, цель которого на момент создания заключалась в том, чтобы, во-первых, установить общение с учащимися и их родителями, а, во-вторых, помочь:
Сейчас же в результате расширения целевой аудитории сайта поставлены новые цели и задачи. Интернет-ресурс www.zanimatika.ru позволяет через форму обратной связи, доступной абсолютно каждому, вести активную переписку с его посетителями.
Этот сайт был создан и функционирует в соответствии с прописанными принципами заполнения интернет-пространства образовательными информационными ресурсами, что является на сегодняшний день актуальной задачей (по Хуторскому А.В.):
Главные принципы конструирования образовательного сайта — его адресность, интерактивность и продуктивность в отношении предполагаемых посетителей, участников образовательного процесса.
Интернет-ресурс (персональный образовательный сайт) www.zanimatika.ru был создан автором в результате проведения исследовательской деятельности в рамках собственного эксперимента по определению наиболее приемлемых условий интерактивного общения с участниками образовательного процесса. Менее чем за два года своего существования он не просто решил поставленные изначально задачи, но и стал значимым и популярным ресурсом, активно помогающим очень многим учащимся в развитии своих способностей и возможностей, родителям - в воспитании и установлении контактов со своими детьми, даже педагогам - в их профессиональной деятельности. На этот сайт ссылаются такие авторитетные ресурсы, как сайт Департамента образования г.Москвы, сайт Российского Общеобразовательного Портала, сайт газеты «Первое сентября» и другие.
Содержание сайта представлено разделами ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, а каждый раздел имеет свои категории, глядя на названия которых каждый посетитель выберет то, что ему нужно. Вот как это выглядит:
Для решения всех перечисленных задач и в результате осмысления современной образовательной ситуации был создан подобный интернет-ресурс, персональный образовательный сайт www.zanimatika.ru, цель которого на момент создания заключалась в том, чтобы, во-первых, установить общение с учащимися и их родителями, а, во-вторых, помочь:
- учащимся — раскрыть и развить свои способности и возможности, поднять уровень социально-психологической адаптации,
- родителям — освоить эффективные приемы обучения, развития и воспитания собственных детей, найти с ними взаимопонимание.
Сейчас же в результате расширения целевой аудитории сайта поставлены новые цели и задачи. Интернет-ресурс www.zanimatika.ru позволяет через форму обратной связи, доступной абсолютно каждому, вести активную переписку с его посетителями.
Этот сайт был создан и функционирует в соответствии с прописанными принципами заполнения интернет-пространства образовательными информационными ресурсами, что является на сегодняшний день актуальной задачей (по Хуторскому А.В.):
- основой разработки образовательного сайта является целостная педагогическая концепция, а не только одна ее часть, например, информационные технологии;
- образовательный сайт должен выступать средством повышения эффективности деятельности педагогов, учащихся и родителей;
- педагогическая концепция деятельности учителя и ее структурные элементы определяют базовую основу сайта;
- концептуальный характер построения сайта не обязательно предполагает серьезную форму выражения.
Главные принципы конструирования образовательного сайта — его адресность, интерактивность и продуктивность в отношении предполагаемых посетителей, участников образовательного процесса.
Место настоящей разработки в системе оптимизации и информатизации образовательного процесса, ее практическая значимость
Интернет-ресурс (персональный образовательный сайт) www.zanimatika.ru был создан автором в результате проведения исследовательской деятельности в рамках собственного эксперимента по определению наиболее приемлемых условий интерактивного общения с участниками образовательного процесса. Менее чем за два года своего существования он не просто решил поставленные изначально задачи, но и стал значимым и популярным ресурсом, активно помогающим очень многим учащимся в развитии своих способностей и возможностей, родителям - в воспитании и установлении контактов со своими детьми, даже педагогам - в их профессиональной деятельности. На этот сайт ссылаются такие авторитетные ресурсы, как сайт Департамента образования г.Москвы, сайт Российского Общеобразовательного Портала, сайт газеты «Первое сентября» и другие.
Содержание сайта представлено разделами ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, а каждый раздел имеет свои категории, глядя на названия которых каждый посетитель выберет то, что ему нужно. Вот как это выглядит:
Категории каждого раздела
Для учащихся
01 - Сам себе педагог - Как можно учиться с удовольствием, как помочь себе подтянуться в учебе, как заняться самообучением
02 - Сам себе психолог - Как стать успешным, обрести друзей, справиться с конфликтной ситуацией, решать проблемы и многие другие важные вопросы
03 - Познай себя! - Забавные игры для раскрытия и развития своих способностей
04 - Я все могу! - Творческая мастерская, где можно реализовать свои недюжинные способности
05 - Испытание сообразительности - Для тех, кто не любит скучать, кому нравятся вопросы с "подвохом", хитроумные загадки и головоломные задачи
06 - Здоровый образ жизни - Несколько слов о том, как стать здоровым и сильным
07 - Нетривиальное чтиво - Интересные истории для приятного времяпровождения
08 - Что бы это значило? - Достойное занятие для самых умных
09 - Кем быть? - Пора задуматься о будущем
10 - Развлекись! – Фокусы и шутки на любой вкус
Для родителей
01 - Занимательное воспитание - Простые и эффективные приемы воспитания
02 - Уголок психолога - Как стать другом ребенку, помочь обрести друзей, научить достойному выходу из конфликтной ситуации, решению проблем и многое - многое другое
03 - Любимые игры - Интересные развивающие игры для раскрытия и развития способностей ребенка (и своих собственных)
04 - Незабываемое общение - Истории для увлекательного общения с ребенком
05 - Необыкновенное чтение - Занимательные игры для развития интереса и способности к чтению
06 - Учимся вместе - Несложные рекомендации по организации помощи в учении
07 - Веселый досуг - Игре все возрасты покорны. Организация семейного досуга
08 - Хочу быть здоровым - Рекомендации по сбережению и укреплению здоровья
09 - Забавные истории - Для самых маленьких, кому перед сном очень хочется пообщаться.
Для учителей
01 - Бесценная копилка - Увлекательные современные методики и технологии
02 - Создаем настрой - Эффективные способы стимулирования интереса к учебе и организации внимания
03 - Педагог-психолог - Психологическая помощь, рекомендации по повышению психологической компетентности педагога
04 - Развиваем способности - Увлекательные упражнения на развитие разных видов мышления, памяти, внимания, воображения и др.
05 - Нет конфликтам! - Конфликтные ситуации на уроках и в педколлективе. Способы их разрешения и профилактики
06 - Классный час и досуг - Развивающие и развлекательные игры, материал для диспутов и творческих уроков
07 - Родительское собрание - Методическая и психологическая помощь
08 - Главное - здоровье - Бережем и укрепляем собственное здоровье, учим этому учащихся, своих детей и окружающих
09 - Пора отдохнуть - Забавные истории и удивительные факты
Благодаря популярности сайта к автору стали обращаться за различными консультациями, с интересными предложениями о сотрудничестве. На базе
сайта были организованы литературные конкурсы, развернута разная
проектная деятельность, например, в поддержку русского языка и
поддержку чтения.
Большая заслуга сайта в том, что он является средством дистанционного развития многих детей с ограниченными возможностями (вывод сделан посредством механизма постоянного сбора статистики). Сайт используется, например, для организации литературного творчества школьников, постоянно присылающих свои работы, лучшие из которых публикуются под их именами.
Перспективы развития сайта: рост целевой аудитории, постоянное наполнение ресурса нужным контентом, расширение функций дистанционного обучения, расширение интерактивных связей с коллегами, учащимися и их родителями, создание на базе сайта постоянно действующей конкурсной площадки с целью реализации творческих способностей не только школьников, но и педагогов.
По мнению специалистов (Бим-Бад Б.М., Никишина И.В., Лавина Т.А., Роберт И.В., Хуторской А.В. и др.) образовательная среда недостаточно подготовлена к активному, массовому внедрению ИКТ. Многие педагоги не могут преодолеть барьер, который зачастую носит чисто психологический характер. Грамотный в вопросах информатизации учитель способен не только разработать свой сайт, но и помочь коллегам преодолеть этот барьер и посодействовать в повышении ИКТ-компетентности.
Большая заслуга сайта в том, что он является средством дистанционного развития многих детей с ограниченными возможностями (вывод сделан посредством механизма постоянного сбора статистики). Сайт используется, например, для организации литературного творчества школьников, постоянно присылающих свои работы, лучшие из которых публикуются под их именами.
Перспективы развития сайта: рост целевой аудитории, постоянное наполнение ресурса нужным контентом, расширение функций дистанционного обучения, расширение интерактивных связей с коллегами, учащимися и их родителями, создание на базе сайта постоянно действующей конкурсной площадки с целью реализации творческих способностей не только школьников, но и педагогов.
По мнению специалистов (Бим-Бад Б.М., Никишина И.В., Лавина Т.А., Роберт И.В., Хуторской А.В. и др.) образовательная среда недостаточно подготовлена к активному, массовому внедрению ИКТ. Многие педагоги не могут преодолеть барьер, который зачастую носит чисто психологический характер. Грамотный в вопросах информатизации учитель способен не только разработать свой сайт, но и помочь коллегам преодолеть этот барьер и посодействовать в повышении ИКТ-компетентности.
Список рекомендуемой литературы
1. Байков В., Сафронов И. Уроки Интернета для школьников. Серия "Основы информатики". Спб., 2003.
2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.
3. ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА развития образования на 2009-2011 годы «Столичное образование – 5».
4. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. М., 2006.
5. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. М., 2003.
6. Лизинский В.М. О методической работе в школе. М., 2002.
7. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе.2003.
8. На урок – в Интернет! Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года" // Сб. трудов / Под ред. А.В.Хуторского. М., 2000.
9. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии в организации учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. Волгоград, 2007.
10. Роберт И.В., Лавина Т.А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М., 2006.
11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998.Н.Е. Щуркова В.Ю. Питюков, А.П. Савченко, Е.А. Осипова. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993.
12. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)»
13. Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. М.:, 2000.
14. Хуторской, А.В. Технология создания сайтов. Информатика и ИКТ. 10-11 кл.: учеб.пособие для профильных классов общеобразоват. учреждений / А.В.Хуторской, А.П.Орешко. М., 2007.